Мир каратэ: главная

Нисеи - «маленькие железные люди» из "батальона пурпурных сердец"

2015-01-17

Вторая мировая: как японцы воевали на стороне США

Павел Аксенов

Би-би-си, Москва

www.bbc.co.uk

19 февраля 1942 года президент США Франклин Делано Рузвельт подписал приказ о переселении жителей японского происхождения в специальные лагеря. Для многих из них это было жестоким разочарованием в Америке, но оно не помешало японцам вступить в армию и создать одну из самых боеспособных в истории США воинских частей.

Всего переселение затронуло около 117 тыс. человек, примерно две трети из которых (70 тыс.) были гражданами США, рожденными на территории страны. В Америке их называли "нисеи". Это заимствованное из японского языка словосочетание, которое означает "второе поколение".

Условия в лагерях, куда переселили американских японцев, были довольно суровыми. Они жили в бараках, которые стояли на огражденной территории под вооруженной охраной.

В январе 1943 года американские власти позволили тем из них, кто официально объявит о своей преданности Америке, служить в вооруженных силах.

О том, насколько храбрыми и отчаянными солдатами окажутся японцы, в тот момент в американском руководстве не догадывался никто - эту часть задумывали создать исключительно в пропагандистских целях. Но впоследствии она стала абсолютным лидером за всю историю по числу высших военных наград США.

В интересах интернированных

В течение нескольких недель после подписания знаменитого приказа Рузвельта №9066 всех лиц японского происхождения, граждан и приезжих, обязали собрать вещи и направиться на специальные сборные пункты, откуда их отправили в лагеря за пределами "Тихоокеанской военной зоны".

В 1942 году в Америке многим казалось логичным, что представители нации, которая дерзко напала на Перл Харбор, должны быть изолированы от остального народа.

Более того, в приказе Рузвельта говорилось, что это делается как в интересах безопасности государства, так и в интересах самих японцев - настроения в обществе напрямую угрожали их безопасности.

Но сами переселенцы воспринимали это, как проявление недоверия к себе со стороны общества и государства. Один из них по прибытии в лагерь мрачно пошутил: "Если нас поместили сюда для нашей же безопасности, то почему пулеметы на сторожевых вышках направлены внутрь лагеря, а не наружу?"

Сейчас многие часто называют эти лагеря "концентрационными", хотя жизнь в них не имела ничего общего с немецкими или советскими лагерями. Условия были более-менее сносными - семьи проживали в специально построенных бараках, чаще всего - по одному на семью. Они получали питание, дети могли посещать школу.

Однако, как рассказывает известный голливудский актер Джордж Такеи, который в возрасте шести лет с родителями оказался в таком лагере, это все-таки было место, где люди оказались не по своей воле.

"Когда мы прибыли в сам лагерь для перемещенных лиц, он был со всех сторон окружен колючей проволокой, по углам стояли вышки с пулеметчиками. Мы поселились в бараках, построенных явно на скорую руку, покрытых рубероидом. Сквозь щели в полу была видна земля. Когда я ночью выбегал в туалет, меня сопровождал луч прожектора, но это скоро стало частью обычной жизни", - рассказывает он.

По мере того, как война стала близиться к концу, жителей этих лагерей стали отпускать по домам, и во многом такие послабления стали следствием того, как японцы проявили себя, воюя в американской армии.

Присяга на верность

В январе 1943 года американское правительство приняло решение сформировать небольшую воинскую часть из японцев - жителей Гавайских островов (тогда еще Гавайи не были американским штатом) и тех, кто оказался в лагерях в США, - и отправить ее на фронт.

По словам историков, это было в первую очередь пропагандистским приемом - американскому обществу нужно было показать, что его идеалы сплотили людей всех национальностей.

Однако те японцы, которые захотели служить в американской армии, должны были пройти формальную процедуру - заполнить специальный формуляр с вопросами, по которым можно было судить об их лояльности Соединенным Штатам.

На сайте densho.org, который занимается изучением истории американских японцев, опубликован фрагмент из этого документа. Среди вопросов были два, которые вызвали замешательства у многих нисеи:

- Хотите ли вы служить в составе Вооруженных сил Соединенных Штатов и отправиться в бой, если получите такой приказ?

- Готовы ли вы присягнуть в безоговорочной верности Соединенным Штатам Америки, преданно защищать Соединенные Штаты от любых нападений иностранных или внутренних врагов, и отрекаетесь ли вы от любой верности или повиновения японскому императору или любому другому иностранному правительству, власти или организации?

Эти вопросы поставили многих японцев, прежде всего тех, кто не имел американского гражданства, перед сложным выбором. Они боялись отрекаться от императора, поскольку вполне могли в результате лишиться единственного оставшегося у них гражданства - никто не гарантировал им получение гражданства американского.

Многие из молодых японцев, согласных служить в армии, тем не менее, опасались, что если в одной семье ответы не будут совпадать, то ее могут впоследствии разделить. Часто они отвечали "нет" на оба вопроса только чтобы остаться вместе с родными.

Родители Джорджа Такеи тоже ответили "нет" на оба вопроса, и оказались в другом лагере, для "нелояльных" граждан. Режим в нем был более строгим. Отличались и настроения среди молодежи. Как рассказывает актер, они не пытались скрывать свои чувства по отношению к Америке.

"Молодые люди были более беспечными. Я помню, как просыпался по утрам во втором лагере и слышал, как парни совершали пробежку вокруг бараков, ритмично выкрикивая: "хащо, хащо, хащо". Меня всегда будили эти звуки. А заканчивали утреннюю зарядку они так - собирались в круг и кричали "банзай, банзай!". Они носили на голове белые повязки с красным кругом - символом восходящего солнца. И они, конечно, собирались восстать, если японские войска высадятся на побережье США".

Но многие из тех, кто подписал документ о лояльности, в результате оказались на военных базах, а затем и на фронте. С ними вместе служили добровольцы из числа японцев-жителей Гавайских островов.

Из наградного листа рядового Барни Хадзиро, кавалера Медали Почета

Рядовой Хадзиро во время боя неподалеку от Брюйера во Франции обеспечил штурм укрепленного дома в 200 метрах от американских позиций.

Находясь на открытом месте и подставляя себя под пули противника, он корректировал огонь по этому зданию. Он также лично поддержал атаку огнем из автоматической винтовки, застрелив двух снайперов.

22 октября он, находясь вместе со своим товарищем в скрытом дозоре примерно в 50 метрах от правого фланга их взвода, устроил засаду на тяжеловооруженный вражеский патруль, в составе которого были 18 человек. В результате два вражеских солдата были убиты, один ранен, а остальные - захвачены в плен.

29 октября в лесистой местности в районе Бифонтена во Франции рядовой Хадзиро поднял солдат в атаку на высоту, которую к тому моменту прозвали "самоубийственной". Они пробежали под пулеметным огнем около 100 метров, затем Хадзиро прополз вперед еще 10 метров, обнаружил и подавил гранатами две пулеметных точки, а также застрелил двух снайперов.

Самые известные американские части, в которых служили японцы, - это 100-й пехотный батальон 34-й пехотной дивизии; 442-я пехотная боевая группа, в состав которой летом 1944 года был включен 100-й батальон (но его обычно упоминают отдельно в ознаминование заслуг); а также 522-й полевой артиллерийский батальон, который изначально был создан для 442-й боевой группы, но в конце войны действовал как отдельная часть. Японские артиллеристы были одними из тех, кто освобождал немецкий концлагерь "Дахау".

Кроме того, американские японцы служили не только в Европе - они были, разумеется, незаменимыми специалистами и на Тихоокеанском театре военных действий. Там нисеи служили в разведке, переводили захваченные японские документы, допрашивали пленных, занимались радиоперехватом, призывали противника к сдаче в плен.

Но самыми известными частями, укомплектованными японцами, стали все-таки боевая группа №442 и 100-й батальон.

Насколько хорошо сражались японцы в рядах американской армии, можно судить хотя бы уже потому как много среди них кавалеров Медали почета - высшей боевой награды в США. 21 военный из 442-й группы был награжден этой медалью, и сама военная часть по этому показателю находится на первом месте за всю американскую историю.

100-й батальон, 442-я группа в целом и ее подразделения по отдельности несколько раз удостаивались благодарности в приказе президента, что также является высокой наградой, которой удостаивались боевые части.

"Батальон пурпурных сердец"

100-й батальон высадился в Италии в сентябре 1943 года и уже в битве у Монте-Кассино японцы проявили себя как отчаянно храбрые солдаты, способные выполнять приказ, несмотря на тяжелейшие потери.

В конце концов, когда его отвели в тыл с передовой, из 1300 человек в строю оставалось 500. Американские военные корреспонденты тогда прозвали часть "батальоном пурпурных сердец" - в честь медали, которой награждали солдат, получивших ранение или, посмертно, погибших в бою. Другое прозвище - "маленькие железные люди".

Самым известным сражением, в котором приняли участие японские солдаты в Европе, стал бой в Вогезсских горах 26 октября 1944 года. Он вошел в историю, как "спасение потерянного батальона".

Тогда 1-й батальон 141-й пехотной дивизии армии США, который был укомплектован солдатами из Национальной гвардии, преимущественно техасцами, оказался в окружении.

Совершив две безуспешных попытки прорыва, его командир запросил помощи и на спасение была направлена 442-я боевая группа вместе с 100-м батальоном. В результате тяжелейшего пятидневного боя были выведены из окружения 230 техасцев.

Японцам это стоило потерей 800 человек ранеными и убитыми. Первая рота, например, пошла в атаку, имея в составе 185 человек, обратно вернулись восемь.

Реабилитация

Несмотря на подвиги японских солдат, послевоенная реабилитация японцев проходила не так уж легко.

Еще во время войны несколько человек оспорили приказ Рузвельта об интернировании японцев в суде, считая его неконституционным.

Им не удалось отстоять свою позицию, в 1944 году Верховный суд признал переселение соответствующим конституции.

В послевоенные годы американские японцы продолжали бороться за свои права, постепенно, шаг за шагом приближаясь к полному признанию их правоты.

В 1988 году Конгресс США принял закон 100-383, в котором интернирование признавалось несправедливым. США официально принесли извинения тем, кто подвергся этой процедуре, и каждый из них получил 20 тыс. долларов компенсации.

В 2011 году ветеранам и членам семей скончавшихся военнослужащих 442-й боевой группы и 100-го пехотного батальона были вручены Золотые медали Конгресса.

Материалы интернет-изданий о нисеях

Нисеи - американцы японского происхождения во втором поколении. После того, как Япония вступила во Вторую мировую войну, разгромив американскую военную базу в Пёрл-Харборе, правительством США принято решение о создании концентрационных лагерей для японцев, живущих в Соединённых Штатах. Нисеи решают доказать свою лояльность властям и таким образом в 1942 году создаётся подразделение, которое вошло в историю под названием - 100-й пехотный батальон, как выяснилось впоследствии - один из лучших в американской армии в период Второй мировой войны. За время войны 21 воин этого батальона получил "Медаль за отвагу" - высшую военную награду США, 9 486 медалей "Пурпурное сердце", 588 серебряных звёзд, 5 200 бронзовых звёзд.

Нисеи (nisei) это американцы японского происхождения (во втором поколении), воевавшие на стороне США во время Второй Мировой что само по себе удивительно, учитывая что большую часть их родителей после Перл-Харбора рассадили по концлагерям. Так или иначе, ребята горели желанием доказать своей новой родине, что они могут сражаться за Президента не хуже чем за Императора. 26 мая 1942 года Джордж Маршал отдал приказ о начале формирования нисейского батальона на Гавайях. В честь этого часть получила название "Гавайский временный батальон". К 5 июня часть насчитывала 1300 человек рядового состава при 29 офицерах. 10 июня батальон вместе со своим командиром, полковником Фаррентом Л. Тернером прибыл в Калифорнию и был включен в состав армии США как 100-й пехотный батальон.

С февраля по август 1943-го "сотый" мариновали по учебным лагерям, сперва - в Кэмп -Маккой (Висконсин), потом перевели в Кэмп-Шелби (Миссисипи), видимо потому, что использовать нисеев на тихоокеанском ТВД по понятным причинам не планировали. В июле 1943-го "сотый" получил боевое знамя с девизом "Помни Перл-Харбор" и 11 августа многострадальных нисеев, наконец, повезли в Северную Африку, включив в состав 133-го пехотного полка 34-й пехотной дивизии (в прошлой жизни - части Национальной Гвардии из штатов Айова, Минесотта, Северной и Южной Дакоты ) вместо 2-го батальона, откомандированного для охраны штаб-квартиры Эйзенхауэра. 19 сентября, вместе со всей остальной 34-й дивизией батальон отправился из алжирского порта Оран в Италию. Вот там нисеи, наконец, развернулись .

В составе VI корпуса армии США 34-я дивизия наступала к реке Вольтурно. "Сотому" была поставлена задача по захвату дорожной развязки на противоположном берегу реки, причем нисеям предстояло под минометным и пулеметным огнем ночью форсировать реку, а затем карабкаться по почти отвесным склонам. Одна из рот очутилась посреди минного поля и попала под перекрестный немецкий огонь. В штабе услышали дикие вопли и решили что рота уже все, однако вслед за этим начали раздаваться хлопки "гарандов" - нисеи активно отстреливались. Новый командир батальона Джеймс Л. Джиллеспи отправился выяснять "какого чорта они там делают" - и нос к носу столкнулся с колонной пленных немцев под нисейским конвоем. Как оказалось, в темноте американские самураи потеряли своих офицеров и решили что тех, скорее всего, взяли в плен. Сержант одного из взводов предпринял попытку вызволить начальство и скомандовал своим солдатам "в штыки". На беду немцев, команду услышали и все остальные взводы , в результате чего в атаку пошла вся рота и немцы сдались.

Конгресс США признал битву при Вольтурно одним из значимых военных сражений 2-й мировой войны.

Аналогичным образом батальон отличился и у Монте-Кассино. С 15 июля 1944 года "сотый" был включен в состав специальной нисейской 442-й "полковой боевой группы". С сентября 442-ю ПБГ, включенную в состав 36-й пехотной дивизии перебросили на юг Франции в состав американской 7-й армии. В марте 1945 батальон и 442-ю ПБГ вернули обратно в Италию, но на сей раз - в состав 92-й пехотной дивизии, которая после этого стала "трехцветной интернациональной": ее первый полк (370-й) состоял из негров афроамериканцев, второй (473-й) комплектовался американскими белыми, ну а третьим стала как раз нирсейская 442-я ПБГ. В составе американской 5-й армии батальон принял участие в апрельском наступлении на долину реки По и закончил войну на севере Италии. 442-я ПБГ и 100-й батальон в частности, стали одним из самых отличившихся американских подразделений в Европе. Список регалий поражает: 7 "Президентских упоминаний части" (Presidental Unit Citations) и 18 143 индивидуальных наград, в том числе высшая награда США - Medal of Honour (рядовой 1-го класса роты "А" 100-го батальона Садао Мунемори, посмертно), 52 креста "За отличную службу" (Distinguished Service Cross), 1 "Медаль за отличную службу", 22 медали "Легион Почета", 560 "Серебряных Звезд", 28 комплектов дубовых листьев к "Серебряной Звезде", 4000 медалей "Бронзовая Звезда" и 1200 комплектов "дубовых листьев к ним". "Сотый" также прозвали "батальоном Пурпурных Сердец". Нашивки 442-й ПБГ и 100-го батальона "Союзники под ударом". Нисеи участвовали осенью 1944 в деблокаде пехотного батальона попавшего в окружение - шли буквально напролом - потеряли 800 человек общими, но выполнили приказ. По этому моменту снят фильм - случай очень известный в США. Полковая и батальонная артиллерия 100 Бт и 442 ПБГ признана самой эффективной в армии США. Что неудивительно при привычке висеть буквально на плечах у своей пехоты.

В 2006 году режиссер Лэйн Нишикава снял фильм «Отважные» (Only the Brave) об освобождении нисеями из немецкого окружения солдат техасского батальона.

О верности долга японцев

Боевые качества японского пехотинца стали легендой. В январе 1945 года младший лейтенант разведки Японии Хиро Онода (1922 года рождения) прибыл на филиппинский остров Лубанг, получив от командира, генерал-лейтенанта Ёко Сидзуо, приказ «Самоубийство категорически запрещается! Держись 3-5 лет. Я обязательно приду за тобой. Продолжай борьбу, пока еще жив хотя бы один солдат, даже если придется питаться плодами пальм. Повторяю, самоубийство строго запрещено!». После разгрома японцев американцами Онода бежал в горы вместе с тремя своими подчиненными и начал партизанскую войну. Несмотря на то, что он получал информацию о состоянии дел в мире, он на протяжении десятилетий отказывался верить, что война закончена. Считая, что он обязан выполнять приказ, данный ему в 1945 году, он нападал на филиппинских военных, полицейских и крестьян. Жертвами нападений и перестрелок стали 30 человек, еще 100 было ранено; двое подчиненных Оноды погибли, один сдался в 1950 году. Только после того, как Есими Танигути, бывший майор и непосредственный командир Оноды, прилетел на Лубанг и обратился к Оноде с приказом сложить оружие, тот согласился сдаться. 10 марта 1974 года Онода принес отчет для Танигути и сдался филиппинским властям, имея на руках исправную винтовку Арисака тип 99, 500 патронов к ней, несколько ручных гранат и самурайский меч. При вмешательстве МИДа Японии он был помилован филиппинцами и вернулся в Японию.

см также:

Десант Ольшанского. Шестьдесят восемь Героев Советского Союза

Японию спасают 50 камикадзе

Женщины-самураи

Юимару - соединяющий круг. Практика участия и помощи ближнему

Буракумин. Страница японской истории, скрытая от глаз иностранцев

Подвиг моряков крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец"


Контактная информация: karateworld@karateworld.ru