Мир каратэ: главная

Буракумин. Страница японской истории, скрытая от глаз иностранцев

2011-04-22
В последнее время мировое сообщество внимательно следит за беспримерной битвой жителей Японии по ликвидации последствий ужасающего цунами. Непрерывные землетрясения, радиация умирающей АЭС в Фукусиме, 14 тысяч погибших. Вновь, как и много столетий назад, мир заговорил о самурайской чести людей, идущих на смерть ради спасения нации.

О самураях знают все. О них снимают фильмы и слагают легенды. Но мало кто знает о существовании буракумин, касты отверженных.

Трудно в это поверить, но это факт - в Японии третьего тысячелетия существует большая группа социально презираемых людей. Современные заложники феодальных традиций. Умирающее прошлое прочно держит Японию за горло.

Буракумин (яп. 部落民) — одно из японских меньшинств, состоящее из потомков касты «нечистых». Потомки особой средневековой касты, члены которой занимались забоем скота, выделкой кож, а также были мусорщиками и занимались другими грязными работами. Поскольку все эти занятия считались «нечистыми», принадлежащие к касте буракумин должны были проживать в отдельных от остальных жителей Японии местах и им было запрещено вступать в брак с представителями иных сословий.

В попытке модернизировать Японию правительство Мэйдзи в 1871 году отменило кастовую систему. Однако предрассудки и дискриминация по отношению к этим людям сохранились. Жёсткая система регистрации места проживания каждого японца и членов его семьи позволяет быстро определить не только места проживания отдельного человека, но и всех его родственников и даже предков. А это означает, что лица, желающие вступить в брак или устроиться на работу, не могут скрыть свою принадлежность к касте буракумин.

Буракумин стараются не принимать на работу в крупные компании. При приеме нового сотрудника на работу в корпорацию отдел кадров долго и упорно проверяет его родословную: из какой деревни будущий работник, не было ли в его роду башмачников или торговцев мясом

Родители проверяют женихов и невест своих детей на принадлежность к буракумин и делают всё чтобы такие браки не состоялись - никто не хочет, чтобы в его роду появилась «грязная нечисть».

Согласно официальной статистики в Японии проживают 1 млн 200 тыс. буракумин в 4400 поселениях бураку. Правозащитники приводят данные в 3 млн. человек и 6000 поселений.

На бытовом уровне буракумин подвергаются гонениям. В Интернете, в публичных местах - на стенах общественных учреждений, перилах мостов, телеграфных столбах, рекламных щитах размещаются надписи оскорбительного содержания. Пишут самые разные вещи: после стандартных простых оскорблений в адрес буракумин указывают имена конкретных людей и их номера телефонов, приводят конкретные названия городов, раскрывают тех, кто является бураку, а также призывают к нападениям и массовым убийствам.

Буракумины продолжают бороться за свои права, хотя за пределами страны об этой борьбе никто и не подозревает. Из показательной статистики: известно, что примерно 60 процентов якудза — это все те же буракумины. Если ты с детских лет ощущаешь незримое клеймо на лбу, стать хозяином собственной судьбы почти невозможно.

См. также

Рассказ «Девушка – Буракумин». Такеша Китан

Из истории.

Первые сведения о париях в японском обществе можно почерпнуть из китайской хроники «Хоу Хань Шу», в которой говорится о следующих составляющих японского общества: императоре и его окружении, простом народе — хэймин, рабах и группе людей, носящих название «сэйко». Важным элементом в комплексе представлений о буракуминах является концепция ритуального загрязнения — кэгарэ (яп. 穢れ). Ритуальное «загрязнение» могло накапливаться в каком-то месте, а скорее, на конкретном человеке — таком, который чаще других сталкивался с «ритуально нечистыми» предметами. Это были представители профессий, связанных с «нечистыми» действиями и событиями, и эти люди стали стойко ассоциироваться с «ритуальной нечистотой», от которой они уже не могли избавиться ни с помощью воздержания, ни с помощью специальных очистительных ритуалов. «Кэгарэ» было наследственным. В Средние века этих людей часто называли термином «эта» (яп. 穢多), который состоит из иероглифов «много» и «кэгарэ», и отражает их сущность в глазах остального населения страны и властей.

При сёгунате население империи делилось на четыре сословия (воины, крестьяне, ремесленники и торговцы), но буракумины всегда оставались вне границ этой системы. Они не платили налогов и могли селиться только за пределами городской черты, их не пускали в храмы и общественные бани, даже после смерти «неприкасемых» закапывали вдали от обычных кладбищ вместе с собаками и домашними животными. Историки уже не помнят, откуда и почему появилось такое деление, но все прекрасно знают, как отличить буракумина от простого смертного. «Буракумин» — тот, кто способен осквернить своим присутствием чистоту и непорочность религиозного обряда: палач, могильщик, мясник, кожемяка.

С появлением и укоренением в Японии буддизма, в котором многие из ритуально «загрязнённых» действий запрещаются, этот комплекс представлений о ритуальной «чистоте» и «нечистоте» получил дополнительное подтверждение и укрепился.

Буракумин находились на самой нижней ступени социальной системы феодальной Японии. Они должны были жить в особых поселениях и районах крупных городов, носить особую одежду. При встрече с любым человеком не из их касты они должны были снимать головной убор.

Наряду с вышеуказанными категориями профессий в касту буракумин входили:

«го: мунэ» (яп. 乞胸) (группа, в которую входили попрошайки, вязальщики традиционных узлов-узоров «аятори», актёры театра «сарувака», кукловоды, актёры театра «дзёрури», актёры театрального подражания «моноаманэ» и пр.),

«сюку» (в основном занимались сельским хозяйством и производством сакэ в провинциях Кии, Ига, Оми, Тамба, Харима и Авадзи),

«тясэн» (яп. 茶筅) (тюремщики),

«саругай», «маимаи» (яп. 舞々), «оммё:дзи» (яп. 陰陽師), «кабэнури» (яп. 壁塗) (штукатурщики),

«донабэси» (яп. 土鍋師) (производители глиняных горшков),

«имодзи» (яп. 鋳物師) (попрошайки),

«сарубики» (яп. 猿曳) (люди, которые водили с собой обезьян для показов на представлениях),

«цурусаси» (яп. 弦差) (мастера по производству тетивы для луков цуру),

«исикири» (яп. 石切) (резчики по камню),

«докиси» (яп. 土器師) (производители керамической посуды),

«хо:каси» (яп. 放下師) (бродячие актёры-фокусники),

«касануи» (яп. 笠縫) (производители зонтиков — «каса»),

«ватасимори» (яп. 渡し守) (странствующие монахи),

«фудэюи» (яп. 筆結) (производители кисточек),

«сумиси» (яп. 墨師) (производители туши для письма),

«сукимори» (яп. 関守) (привратники),

«сисимаи» (яп. 獅子舞) (артисты, танцующие танец льва — «сисимаи»),

«миноцукури» (яп. 簑作り) (производители соломенных плащей — «мино»),

«кугуцуси» (яп. 傀儡師) (производители марионеток),

«кэйсэйя» (яп. 傾城屋) (обитатели домов куртизанок),

«хатитатаки» (яп. 鉢扣, яп. 鉢叩), «канэути» (яп. 鐘打) (звонари).

Контактная информация: karateworld@karateworld.ru