Мир каратэ: главная

Четыре четверти пути

2011-11-06
Ну и сейчас сама проблема... и думаю не только моей организации.

Так как своего додзё у нас нет приходится находить

спортивные залы и там заниматься.

Конечно, это прежде всего школьные спорт залы.

Вот тут и проблема начинается

и каждый самодур-директор правит как хочет!...

…Вечерами в школьном спорт зале

играют дяди и тёти ...сомневаюсь

что бы они платили аренду в городскую казну.

Вот такой крик души Виталий!

Невыгодно по закону жить в нашей стране.

Обидно….Хотя сколько программ и лозунгов

о здоровом образе жизни и здоровых детях...

а на деле всё совсем не так.

Грустно всё это.

Из письма в редакцию «Мир каратэ»

Так получилось, что последние 10 лет мне, как руководителю спортивной общественной организации, не приходилось решать вопросы аренды спортивных залов для организации занятий. Мой сын учился в частной школе, и преподаватель физкультуры попросил меня позаниматься с его одноклассниками. Помимо учащихся школы разрешили брать детей «с улицы», да еще и платили за занятия пусть небольшую, но зарплату. Вполне приличные условия.

Безусловно, мне, а главное школьникам, повезло с учителем физкультуры – она вникала во все наши проблемы, «тормошила» детей, помогала организовывать соревнования, разговаривала с родителями. Мне в жизни часто приходилось общаться с преподавателями физкультуры – в 80-х, 90-х годах наш клуб ежегодно, а иногда несколько раз в год менял спортивные залы. Плюс опыт общения со школьными учителями своих детей. Имеющийся опыт позволил мне прийти к выводу, что хороших учителей физкультуры гораздо меньше, чем хороших адвокатов. Мне повезло в жизни встретить всего 3-х преподавателей физкультуры – педагогов «от бога». Среди них и учительница этой частной школы.

Но всему хорошему приходит конец. Зимой 2011 года наша учительница скоропостижно умерла. Пришел другой человек и уже через пару месяцев я из этой школы ушел. Вернулся в российскую действительность.

Решил поискать спортивный зал для занятий. Я знал, что, несмотря на широковещательные заявления Лужкова и Собянина, свободных спортзалов в Москве нет. Новых спорткомплексов не строится, свободные помещения заняты аптеками, магазинами и складами. Что «плохо лежало», прибрали к рукам «фитнес-клубы», благо в уставном капитале этих организаций, как правило, участвует серьезный иностранный капитал.

Спортивные залы в московских спальных районах имеют только школы. Казалось бы, какие проблемы? Но тут меня ждал неприятный сюрприз. В лихие 90-е годы все вопросы аренды решал директор школы. То были люди самостоятельные и независимые. Руководимая мной Молодежная Лига каратэ работала в Западном административном округе Москвы, нас поддерживал Префект и любая школа округа считала за честь предоставить нам спортзал. Но мы никогда не злоупотребляли административным ресурсом и все свои обязательства перед школами выполняли свято. Дети участвовали в соревнованиях, тренера тренировали, спорткомитет округа ставил галочки в отчетах, директора школ решали вопросы досуга детей и попутно финансовые проблемы. В общем, все работало.

«Молодежная лига каратэ» была тогда единственной негосударственной организацией в России, взявшая на себя расходы спортсменов и тренеров. Мы одели всех членов сборной в спортивные костюмы, оплачивали поездки на российские и международные соревнования, приглашали для проведения семинаров иностранных специалистов. Финансовый секрет был прост – у нас был мощный спонсор и «Закон Москвы о ставках и льготах по налогу на прибыль». В лихие 90-е политические лидеры России пытались копировать наиболее удачные управленческие решения Запада. И названный мной Закон предоставлял право коммерческой организации отчислять часть налогов не в бюджет, а напрямую в спортивную федерацию. К примеру, какому-то ООО надлежало перечислить в бюджет 1 млн. рублей. Закон предоставлял ООО право перечислить 800 тыс. рублей в бюджет, а 200 тыс. рублей напрямую в спортивную организацию. Этот порядок действует и поныне в большинстве Скандинавских стран.

За каждую потраченную бюджетную копейку я отчитывался в налоговой инспекции и давал объяснения сотрудникам налоговой полиции. Приходилось даже судиться в арбитражном суде с налоговиками, причем арбитраж в спорах неизменно становился на нашу сторону.

Но затем Закон о льготах переделали только для организаций, приближенных к Лужкову, якобы работавших над никому не известной спортивной городской программой. Чтобы войти в этот список надо было заплатить всего-то 15 тыс. долларов. В 90-е годы это были приличные деньги. Я по этому поводу (списка, а не взятки) имел продолжительную беседу с сотрудниками Московской Прокуратуры. Я обращал их внимание на то, что коррупционная практика Московского Правительства абсолютно противоречит Налоговому Кодексу, который прямо запрещает льготировать отдельные предприятия, а только отрасль (спортивную) в целом. Но Прокуратура "умыла руки", заявив, что наверху нет политической воли запрещать что-либо Лужкову. На том и расстались. Политическая воля у любителя бадминтона и его партнера проявилась только через 10 лет.

Можно было войти в московскую программу, но это оказалось никому не нужным. Руководители, отвечающие в то время за развитие каратэ в стране (победители Ю.Л. Орлова), объявили, что начинают вертикальное региональное строительство. Членами Федерации каратэ России WKF могут быть только территориальные организации и «Молодежной Лиге каратэ» нет места в вертикали. Можно было предпринять какие-то ухищрения и замаскироваться под территориальную федерацию, но стало противно работать с этими «интеллектуалами» и я ушел в WKC и частную школу. О чем нисколько не жалею. И сейчас и тогда я оцениваю вертикальный способ строительства как идиотизм – успешная федерация, объединяющая сильнейших спортсменов страны, имеющая постоянного спонсора, оказалась лишней на этом празднике жизни.

Интересный момент – в вертикаль российское каратэ начало выстраиваться само собой, добровольно, когда В. Путин был еще директором ФСБ, а не президентом. Вековая привычка подчиняться? Генетическая память?

Утешало то, что члены Молодежной Лиги не потерялись – один сейчас - Председатель Судейского Комитета России, другой - Председатель Судейского комитета Москвы, третий - главный тренер Москвы. Кадровая политика Лиги оказалась верной.

Среди спортсменов Молодежной Лиги (на фото) осведомленный читатель легко узнает Герунова, Туждиева, братьев Магомедовых, Никулина, Свадковского, Поваляева, Асалханова…. Это фото вышедшей из боя на Кубке Мира в Мишкольце (Венгрия) сборной Молодежки. На большом плакате у многих видны синяки и ссадины. В руках спортсменов кубки и медали. Мы тогда взяли в Мишкольце почти все, что можно. Все спортсмены приехали на турнир со своими тренерами, а лечил их главный врач команды Андрей Ширяев. Лига была единственной спортивной федерацией, не зарабатывающей на своих спортсменах, а вкладывающая в них средства.

Но все это было в лихие 90-е. Возвращаясь после 10-летнего отсутствия в современные арендные отношения, я не узнавал своих современников. И дело даже не в том, что все директора школ запуганы до крайности, не принимают решений и за них думают сотрудники Департамента Образования. Неприятно поразил не страх, а полный пофигизм. Людей, отвечающих за образование, совершенно не интересует качество этого самого образования. По большому счету на судьбу школьников им наплевать.

Характерный пример. Я проживаю недалеко от подмосковского поселка и имею возможность наблюдать жизнь аборигенов. Идя вечерами со станции домой я прохожу поселок и не встречаю ни одного трезвого человека. Малолетние дети вечерами сидят по домам, но встречаемые подростки все до одного «под кайфом».

В поселке единственная школа (вторую недавно закрыли, нет денег на содержание). Директор школы - член всевозможных местных советов и комиссий по борьбе со всем, что шевелится. Я предложил ей открыть в школе группу каратэ, на что она мне ответила, что школьный зал занят с утра до позднего вечера. Я поинтересовался, а чем же он занят? Оказывается, все часы спортзала поделены на внеклассную работу и учитель физкультуры гоняет в футбол со своими друзьями, зарабатывая тем самым прибавку к зарплате.

Зарплата учителя физкультуры - дело святое, даже более важное, чем занятия с детьми.

Точно такая же ситуация в большинстве московских и подмосковных школ. Учителям для прибавки зарплаты отводятся часы якобы для внешкольных занятий. Ходит на занятия кто-либо или нет, не важно, главное, что на бумаге все выглядит в ажуре и за это платят деньги. Варяги со стороны никому не нужны, тем более, если на их тренировки будут ходить дети. С детьми всегда одна морока – то шумят, то разобьют чего-нибудь. Куда как спокойнее записать детей в план и потом в глаза их не видеть.

см. Окончание

В. Свадковский

См. также:

Сколково как последнее прибежище патриотов

Выходи во двор - поиграем. Мифы Московских спортивных программ

«День сурка» российского каратэ

«День сурка» российского каратэ продолжается


Контактная информация: karateworld@karateworld.ru