Мир каратэ: главная

Война детей

2007-05-30
"Этот день в конце ноября считался праздником.

С его наступлением на всех аренах и спортивных

полях происходило одно и то же:

с самого раннего утра начинались схватки

и решались судьбы их участников...

Двадцать лет назад, чтобы ограничить

прирост населения,

были учреждены эти ежегодные Игры".

Маурисио Хосе Шварц (Мексика), "Война детей"

В ноябре 2006 года в Волгограде, на соревнованиях каратэ кекусинкай городского уровня погиб 15-летний Сергей Касатонов.

"WK" не собирался писать на эту тему. Несчастные случаи могут произойти в любом виде спорта: баскетболе, футболе, фигурном катании, каратэ. Никто не может быть застрахован от несчастья. Но одно дело трагический случай, другое дело - страшная закономерность.

Самое чудовищное в этой ситуации - абсолютный информационный вакуум. Всем абсолютно наплевать на случившееся. Издательство "Аргументы и факты" сообщило в конце 2006 года о случившемся, городская газета написала несколько строк и "дальше тишина".

Общероссийские спортивные издания, телеканалы, все ведущие спортивные федерации каратэ кекусинкай и объединяющий их Российский Союз боевых искусств хранят молчание. Их сайты по-прежнему наполнены отчетами о количестве завоеванных медалей, но фамилия Касатонов не упоминается вовсе. Все делают вид, что ничего особенного не произошло.

Парня просто нет. Его стерли из памяти.

Правда, в каких-то дальних, неизведанных закоулках Интернета идет разговор о сборе денежных средств для семьи погибшего, но организовали его не спортивные функционеры, а близкие погибшего.

"WK" попробует ответить на вопрос, является ли гибель Сергея Касатонова несчастным случаем или закономерным итогом? Обвинить нас в "жареных" фактах вряд ли получится, поскольку со дня смерти Сергея прошло более полугода и все, кто хотел высказаться, такую возможность имели. Но не воспользовались ею. Тогда об этом напишем мы.

Из обстоятельств дела.

"В ноябре 2006 года в Доме культуры имени 40 лет Октября 15-летний спортсмен Сергей Касатонов, выступавший в категории до 60 кг среди юношей 16-17 лет (???), неожиданно потерял сознание, упал на татами и умер. Противник ударом сломал Сергею ребро, которое прокололо левый надпочечник, что привело к смертельному кровоизлиянию. В спорткомитете Краснооктябрьской администрации города Волгограда утверждают, что “в ходе подготовки и проведения соревнований были соблюдены все нормы и нарушений выявлено не было".

(подробнее)

Спортсмена убили по всем правилам.

Выписка из правил, разрешающих убивать детей:

«Критерием победы в кекусинкай каратэ является иппон-гачи (чистая победа) - удары руками, ногами и локтями, проведенные в не запрещенные правилами части тела и повлекшие за собой невозможность спортсмена подняться с пола в течение трех секунд или ставшие причиной потери желания бойцом продолжать бой».

Невозможность подняться с пола - это нокаут. И не важно, сколько секунд спортсмен не поднялся с пола - 3 секунды, 10 секунд, несколько месяцев.

Спортсмены участвуют в соревнованиях с 8 лет.

Таким образом, мы в России имеем виды спорта, в которых детям разрешается нокаутировать друг друга, нанося удары ногами в голову, локтями, кулаками и ногами в корпус. Эти виды спорта активно поддерживаются государством, в лице спорткомитетов всех уровней, а также официозной полугосударственной структурой - Российским Союзом боевых искусств.

Федеральное агентство по физической культуре и спорту (руководитель А.Фетисов) утвердило спортивные правила, позволяющие нокаутировать, травмировать, а иногда и убивать детей.

Несколько лет назад, разговаривая с одним из руководителей многочисленных направлений кекусинкай, я поинтересовался у него, не боится ли он, что на детских соревнованиях этой федерации кого-нибудь убьют, поскольку дети работают по правилам взрослых: в полный контакт. Мне его ответ был интересен как юристу, как тренеру и как в очень далеком прошлом, спортивному судье. Я видел, как на наших соревнованиях юные спортсмены вполне профессионально обозначали удар в голову, имея потенциал, в случае необходимости, полного снесения этой самой головы. Я знал, что если им разрешить бить в полную силу, последствия будут катастрофическими. Руководитель мне несколько легкомысленно ответил, что, дескать, пока ведь никого не убили. В его ответе сквозило чисто русское авось: да мы учим бить детей в корпус и ногами в голову в полный контакт, но как-нибудь пронесет. Не пронесло.

В 1990 году автор работал следователем 2-го отдела Следственного Управления ГУВД Мосгорисполкома. В те годы "дикого" каратэ был в практике Управления случай, когда на московском стадионе "Авангард" несовершеннолетний ублюдок ударом ноги в голову (маваси гири) убил взрослого мужчину. Тот упырь не был спортсменом, он занимался каратэ подпольно и знал, видимо, только один удар, который и отрабатывал на прохожих. Следователи 5-го отдела блестяще провели следствие и всем сотрудникам Управления в целях повышения квалификации была продемонстрирована покадровая запись следственного эксперимента. Обвиняемый наносил удар ногой по манекену и голова манекена полностью отрывалась. У погибшего прохожего не было ни малейшего шанса остаться в живых.

Но несовершеннолетний обвиняемый 90-х не идет ни в какое сравнение с нынешними спортсменами. Представьте последствия от попадания такого удара в голову нанесенного специально обученным и физически подготовленным спортсменом.

Вы скажете для того и учат, чтобы не пропускал удары? Вранье. Занимаясь единоборствами невозможно не пропускать удары на тренировке, на соревнованиях. Моххамед Али - самый великий боец 20-го века - и тот пропускал, и весь мир сейчас видит разрушительные последствия полученных им ударов. Но он хотя бы за это получил большие деньги и всемирную известность. А за все надо платить.

Обмениваясь мнениями со знакомым врачом, обслуживающим соревнования нокаут-каратэ, мы пришли к выводу, что, конечно, все это беспредел. Дети бьют друг друга по-черному. Шлемы, одеваемые в некоторых видах на голову, ни от чего не спасают, может быть, только от внешних рассечений. Безусловно, шлем действует успокаивающе на родителей, давая им иллюзию безопасности собственного чада. Но осведомленный человек понимает, что шлем в некоторых случаях усиливает бьющий эффект: голова оказывается как бы в колоколе. Да и прыгать по татами со шлемом на голове куда как затруднительно, спортсмен быстрее устает, а следовательно замедляется реакция и риск нокаута возрастает.

Единственное, чем тот врач мог помочь пострадавшим детям и их родителям – это, используя собственные связи, по кратчайшей, минуя все бюрократические препоны, доставить пострадавшего в травматологическое отделение института им.Склифосовского. Родители не раз говорили ему спасибо. Полагаю, что врач, не отказываясь от обслуживания такого рода соревнований, абсолютно прав. Соревнования ведь состоятся в любом случае, независимо от его воли, тем более, что врача всегда можно заменить. А вот будет ли тот новый доктор профессионалом, и окажутся ли у него нужные связи в Склифе, большой вопрос.

Несколько лет назад на московском федеральном телеканале практиковали прямой эфир со спортивной телеплощадки. В один из дней гостем телепередачи стал тренер каратэ кекусинкай, который, рассказывая об успехах своих семилетних (?!) учеников, через слово упоминал нокаут и нокдаун. Я, прикинувшись "чайником", позвонил в прямой эфир, сказал, что намерен отдать своего 10-летнего сына в кекусинкай и поинтересовался как укрепит его здоровье нокаутирующие удары ногами в голову. Тренер не нашелся, что ответить, выручил телеведущий, заявив буквально, что для того и существуют тренировки, чтобы привыкнуть к нокауту. Оказывается невосприимчивость к нокауту можно выработать. Вероятно, путем полного отбивания мозгов. Нет мозгов - нет нокаута.

Как известно читателю, "WK" пропагандирует те виды каратэ, где нокаут является грязной, запрещенной техникой. В правилах соревнований этих видов есть такое понятие, как превышение контакта при нанесении удара в корпус, что наказывается. Об ударе в голову и говорить не приходится, там нещадно наказывается любой контакт. Поэтому спортсмены часами на тренировках отрабатывают контроль техники нанесения ударов. Это гораздо сложнее, чем постановка нокаутирующего удара.

Говорить о том, что представители этих направлений не обладают нокаутирующим ударом могут либо непрофессионалы, либо, мягко говоря, заинтересованные люди. Уже на соревнованиях уровня города даже младшие юноши способны нокаутировать соперника и не делают это только потому, что такая техника запрещена правилами и повлечет немедленную дисквалификацию.

Да и апологеты полного контакта должны знать, что нокаут в каратэ не всегда требует широкой амплитуды нанесения удара, от которого противник, как в кино с Ван Даммом, улетает на несколько метров. Напротив, после правильно нанесенного удара в голову (в критических жизненных, но не спортивных случаях) противник должен упасть вперед лицом, поскольку нокаут обусловлен кратким параличом нервных центров.

Профессионалы не могут не знать, как опасен бывает нокаутирующий удар, особенно для детей. Тем более странно, что правила нокаут-каратэ утверждаются Федеральным спортивным агентством. И никого из спортивных чиновников не посетила мысль, что ребенок до 17 лет физически не может сдержать нокаутирующий удар в корпус, поскольку не обладает, в силу возраста, необходимой мышечной массой. У юного спортсмена нет и не может быть внушительного мышечного корсета, который мог бы сдержать и частично перераспределить энергию пропущенного удара. Ну а про "привыкание" к нокаутирующему удару в голову может рассуждать только спортивный журналист.

На взгляд автора так называемые контактные виды каратэ популярны в России потому, что результат занятий виден сразу, прогресс очевиден, а возможные последствия от получения таких ударов самому - ерунда, авось пронесет. Да и куда как веселей бить от души по башке ближнего своего.

Сторонники кекусинкай могут сказать, что на наших соревнованиях травматизм есть и он бывает даже больше чем в контактных видах. Такое утверждение - прием карточных шулеров и называется он передергиванием. Травматизм, безусловно, есть, но каждый год неуклонно снижается. Да и травма, полученная на детских соревнованиях по нашим видам каратэ, сродни ранам полученным при падении с велосипеда - неприятно, но до свадьбы заживет. В нокаут-каратэ полученную травму по последствиям вполне можно сравнить не с велосипедной, а с автомобильной, и доживешь ли ты с ней до свадьбы, большой вопрос. Эта травма останется со спортсменом навсегда.

Наши противники скажут, а вспомните К.Киви, В.Глушанина - взрослых спортсменов погибших на соревнованиях по каратэ, того же Андрея Ширяева, которого спортивная травма догнала через четверть века. И вновь это будет только частью правды. Все эти взрослые (обратите внимание - взрослые) спортсмены получили свои травмы в далекие 80-е годы, выступая по российским правилам. В ту эпоху россияне полагали, что уж драться они умеют лучше всех, а следовательно лучше унылых японцев разработают правила проведения поединков. В этих правилах, а больше всего в их толковании отразилась вся наша безбашенность. Тогда каратэ - это было очень больно и всегда травматично. Правила 80-х годов прошлого столетия гораздо больше напоминали нынешний кекусинкай, чем современное каратэ WKC, WKF, JKA.

Прошло время, после несчастных случаев на татами умные люди сделали выводы, да и непременным условием успешного выступления на международных соревнованиях было следование цивилизованным нормам.

Кстати, интересный факт: у руководителей спортивных федераций контактных видов собственные дети каратэ не занимаются. Видимо, одно дело поставить под нокаутирующий удар чужого ребенка, другое дело своего собственного.

Те же руководители забывают сказать, что детские соревнования по контактным видам за рубежом не проводятся. В цивилизованных странах доведение детского поединка до нокаута, не норма как в России, а преступление. Исключение - бывшие республики СССР, у них отношение к детям такое же, как и в России.

На Чемпионате Мира WKO в г.Орландо (США) узбекская команда в полном составе спешно покинула турнир после того, как ее юный спортсмен на татами случайно «заехал в лоб» американцу. Такое бывает и судьи наказали узбекского спортсмена. Ситуация совершенно заурядная. Панику посеял папа американского спортсмена, пожелавший узнать фамилию американского адвоката сборной Узбекистана для обсуждения предмета предстоящего иска. Это, конечно, другая крайность, но если бы на соревнованиях в США не дай бог убили бы ребенка, то тренер и организаторы либо сидели в тюрьме, либо платили из своего кармана до конца жизни.

"WK" вовсе не призывает к "охоте на ведьм". Если взрослый человек собирается заниматься нокаут-каратэ, это его дело. Дети этими видами заниматься не должны, а уж участвовать в соревнованиях тем более.

А пока следует признать, что смерть Сергея Касатонова страшная закономерность и, полагаю, не последняя.

В заключение хочется привести слова Юрия Леонидовича Орлова, проректора Академии физической культуры, обладателя 5-го Дана Сито-рю: "Если Вы занимаетесь контактным каратэ, то почему до сих пор живы?".

В. А.Свадковский

P.S. Все вышесказанное относится не только к направлениям кекусинкай (киокусинкай, кекушин, кёкусин-кан, киокушинкай). Это в полной мере относится к муай-тай, ашихара каратэ и джиу-джитсу и к другим подобным видам единоборств. Автор как-то присутствовал на всероссийских соревнованиях по джиу-джитсу, на которых пятнадцатилетние спортсмены со всей силы били друг друга по лицу кулаками одетыми в снарядные перчатки.

Государственным чиновникам было бы полезно изучить медицинские отчеты детских соревнований по нокаут-каратэ. Отчеты о количестве сломанных ребер, конечностей, выбитых зубов.

ссылки по теме:

Еще одна смерть на татами

Контактное каратэ продолжает убивать детей

Мартиролог убитых на соревнованиях детей

Анатомия нокаута

Министр спорта останавливает кровавую бойню

Гневное письмо от "счастливого" человека

Контактная информация: karateworld@karateworld.ru