Мир каратэ: главная

Алишер Аминов. Куда движетнся спортивная Россия?

2018-04-22

Алишер Аминов

вице-президент Международного фонда

поддержки правовых инициатив

Прочитано на «Эхе Москвы»

Спортивную Россию атакуют по многим фронтам сразу. Борцов не пустили на Кубок мира в США, биатлонистов намерены достать через дедушку Бессеберга, штангистам фактически урезали до унизительного минимума олимпийские квоты…

И это, как ни печально, только начало. В том, что страну хотят выдавить из мировой спортивной семьи, сомнений вообще никаких.

Не так давно вступили в силу изменения в кодекс ВАДА. Теперь ни одна международная федерация не может рассматривать российские заявки на проведение крупных турниров. На этом фоне радостный клич «Мы вернулись в олимпийскую семью!» выглядит издевательски.

Никуда мы не вернулись. Спортивная Россия по-прежнему обречена проходить через «санитарную обработку», высокие назначенцы по-прежнему отвечают только перед Царем, который по-прежнему своих не сдает, а российские СМИ по-прежнему игнорируют обсуждение самой сути вопроса, спекулируя на патриотизме и прикрывая шефа, которому страна обязана всем этим позором.

Россия при этом ведет себя, скажем так, странно. Странно в том смысле, что избранная линия поведения – абсолютный тупик.

Вот что, например, мешает высшему руководству не просто отстранить, а примерно наказать Виталия Мутко, организатора глобального допингового мошенничества? Куда испарились многие другие фигуранты дела – Нагорных, Желанова, Родионова, Великодный, Авалян?

Или еще конкретнее. Что мешает новому руководителю РУСАДА Юрию Ганусу инициировать процедуру внесения поправок в международные стандарты по терапевтическим исключениям (ТИ), а не трещать на всех углах о мировом антироссийском заговоре? Кто запретил нам строчить аргументированные жалобы в CAS по фактам незаконной выдачи этих самых ТИ? По каким таким причинам Россия не представлена в комиссиях по их выдаче?

Странно и стыдно, но каждые два их трех обращений российских спортсменов отклоняются по той простой причине, что тупо не соответствуют принятым стандартам. Убийственные цифры для руководства Министерства спорта, руководителей федераций, тренеров, центра подготовки сборных команд и его персонала. Что это, как не подтверждение полной некомпетентности российских спортивных чиновников, врачей и юристов?

Просто для сведения: заявка на терапевтическое исключение должна сопровождаться стандартным пакетом медицинских документов – амбулаторной картой, сведениями о заболеваниях, перечнем принимаемых препаратов и так далее. Но раз за разом выясняется, что готовить эту самую стандартную документацию мы, как и прежде, не умеем, хотя пресловутый жареный петух уже утомился клевать нашу задницу.

И кстати: что мешает публиковать отклоненные запросы, сделав достоянием гласности и предметом обсуждения реальные причины и следствия отказов?

Совершенно понятно, что система управления российским спортом глубоко порочна, а само спортивное сообщество давно превратилось в стадо, извините, баранов, помыкает которым энергичный назначенец, изгнанный с международной спортивной сцены, но по-прежнему раздающий команды из-за кулис.

****

Полторы недели тому назад в Австрии накрыли международную биатлонную штаб-квартиру и ее бессменного шефа Андерса Бессеберга. Накрыла, что характерно, полиция. Очень похоже, что налицо классический вариант коррупции в спорте: дело развивается сразу по нескольким направлениям, фактов и свидетелей, судя по всему, хватает.

Это – черная метка тем, кто нечист на руку, потому что сегодня расследованию допинговых дел мешает как раз двойственность, то есть разделение полномочий между федерациями и ВАДА. Это одна из главных системных проблем в борьбе с допингом.

Едва запахло жареным, как некоторые международные спортивные федерации начали прикрывать свои собственные «расследования». Внутри этих «междусобойчиков» избежать объективного расследования, как показала практика, несложно. Но ВАДА теперь не будет ввязываться в бессмысленные диалоги с федерациями. Она отныне работает с полицией (именно в рамках этого формата ВАДА передала в полицию «дело Бессеберга», в котором, кроме допинга, обнаруживаются еще и обвинения в получении взяток от россиян). Правоохранители же далеки от сантиментов. Они не обязаны придерживаться норм о неразглашении данных о здоровье спортсменов. Они не связаны ограничениями об умалчивании конкретных фамилий, фактов, переписок и так далее.

В общем, ВАДА требует единоначалия. Она хочет лишить коррумпированные федерации рычагов влияния. Если функции контроля за допингом и расследования по нему будут переданы ВАДА с правом обжалования в CAS, «работа» с руководством федераций, которая удавалась, например, руководству российского биатлона, утратит всякий смысл.

Федерации же делиться правами, связанными с расследованиями и вынесениями решений, не хотят – дело-то доходное, да и прошлое не без греха. Но эта позиция в последнее время не находит поддержки не только у МОК, но и у политического руководства многих стран.

Люди, реально радеющие за чистоту спорта, уверены: порядок будет наведен только тогда, когда спортсменам придется иметь дело только с ВАДА и CAS. Вот положа руку на сердце: у многих ли есть сомнения в том, что Россия действительно «вела работу» в международных федерациях с помощью подкупа должностных лиц (в том числе – в IBU)? А если показаний беглого профессора Родченкова, на которых в основном и строятся обвинения, недостаточно, то почему мы после «наездов» ни разу не обратились в CAS? Не по той ли самой причине, что «рука руку моет»? И можно ли после громких коррупционных скандалов (в ФИФА, в УЕФА, теперь вот в IBU, и нет сомнений, что продолжение следует) говорить о принципиальности, честности и неподкупности высшего руководства многих международных спортивных федераций?

Если мы не реализуем свое законное право на обжалование – значит, как минимум понимаем всю безнадежность затеи. При этом обвинять CAS в заведомой необъективности после принятых им решений о дефиците доказательств в отношении конкретных спортсменов стало затруднительно.

Взаимосвязь между решениями комиссий МОК, правом на разбирательство и его реализацией в CAS очевидна любому юристу…

***

А теперь, по традиции, о погоде. То есть о футболе, куда же без него?

Повторюсь: в том, что многие международные спортивные федерации превратились в рай для взяточников, — никаких сомнений. Подозрений хоть пруд пруди, однако никто, например, не предъявил весомых доказательств подкупа членов исполкома ФИФА и его бывшего президента в связи с выбором страны проведения ЧМ-2018. Не по зубам, видимо, западным спецслужбам кремлевские «прослушки».

Но как бы то ни было, само по себе решение о проведении чемпионата мира – наилучшее свидетельство полного отсутствия у российских властей стремления создавать правовое государство и пользоваться демократическими методами. Решение принималось не то что без всенародного, а даже без элементарного обсуждения в представительных органах – Государственной Думе, Совете Федерации, законодательных собраниях регионов, хотя в данном случае затронуты интересы абсолютно всех слове населения.

Совершенно не хочется злорадствовать, но полностью проваленная подготовка сборной России к важнейшему турниру – в определенном смысле «компенсация» за беспримерный властный волюнтаризм десятилетней давности. У главного тренера нашей команды Станислава Черчесова просто нет футболистов. Он реально не знает, кого ставить на ту или иную позицию и как будет играть его команда. Но Черчесов – тоже ведь своего рода жертва. Ему просто не повезло оказаться в ненужное время в ненужном месте: при столь неэффективной системе подготовки резерва и профессиональных соревнований любой тренер обречен на провал.

***

Российское профессиональное футбольное сообщество прекрасно понимает, что ни ближайшим летом, ни вообще в обозримом будущем результата от сборной России ждать не стоит. Но мало в этом сообществе найдется смельчаков, готовых прямо сказать, кто виноват и что делать. Обоснуют любую чушь, любую неудачу, сведя все к никчемным трепологическим дискуссиям вроде «футбольная мы страна или не очень». К сожалению, таких вот соглашателей и трусов в нашем футболе пруд пруди.

Недавно в Государственной Думе прошел так называемый «круглый стол», на который были приглашены известные российские тренеры, а также руководство РФС и РФПЛ. Тренеры на приглашение откликнулись, чиновники мероприятие дружно «забанили», но это просто к слову.

Организатор и идеолог собрания Валерий Газзаев поставил вопрос о временном приостановлении членства Виталия Мутко в РФС. Все правильно сделал, да только припозднился. Не сами ли тренеры в лице члена исполкома РФС Михаила Гершковича некоторое время назад, на декабрьском исполкоме РФС, одобрили противозаконное «приостановление полномочий» Мутко? Наши тренеры часто жалуются, что их знания, опыт, возможности сегодня не востребованы. Но ведь их, профессионалов, задвинула на обочину системы именно нынешняя власть. Чему как раз в большой степени и способствовала трусость наших элитных тренеров, которые даже не пытаются отстаивать свои интересы.

Пусть вспомнят, как все эти годы они подмахивали то Мутко, то Фурсенко. Как одобряли и поддакивали по любому вопросу – от легионеров до календаря. Защищать свои контракты на уровне клубных президентов наши тренеры могут, а вот отстаивать принципиальную позицию по развитию футбольной отрасли – не способны. Личные интересы для них выше общественных.

Тут уместно вспомнить, что во времена СССР при Управлении футбола функционировал тренерский совет, в компетенцию которого входило в числе прочего проведение семинаров, рекомендации по формированию штабов сборных команд, анализ планов подготовки, контроль за отношениями между клубами и сборными, оценка результатов. Совет имел колоссальную поддержку со стороны руководства и огромный авторитет в футболе вообще. В него входили люди принципиальные, жесткие в отстаивании интересов футбола, чего не скажешь о нынешних их коллегах.

Ну а раз так, рождается другой вопрос: а есть ли вообще в РФС люди, способные противостоять навязанной холуйской модели, готовые занять принципиальную позицию?

Думаю, ответ очевиден.


Контактная информация: karateworld@karateworld.ru