Мир каратэ: главная

ВВС. Международный олимпийский кризис

2017-03-13

Дэн Роан

Спортивный редактор BBC.

Будапешт 2024. Почему бережливость в Международном Олимпийском комитете имеет значение?

Президент МОК Томас Бах должен найти способ восстановить доверие к Олимпийскому выбору, после того как Будапешт стал четвертым городом отказавшимся от проведения Игр.

Еще в сентябре 2013 года я брал интервью у эмоционального Томаса Баха в Буэнос-Айресе через несколько минут после того, как немец стал самым сильным человеком в спорте.

Недавно избранный президент Международного Олимпийского комитета (IOC) уверенно сказал мне, что после успешного правления его предшественника Жака Рогге олимпийское движение нуждается лишь в простой эволюции.

Но по мере того, как мы приближаемся к четырехлетию правления Баха, прошедшие в нескончаемых спорах о допинге и коррупции, влияющие на доверие к его организации, требования к олимпийской революции становятся все громче с каждым днем.

Недавний отзыв заявки Будапештом на проведение Игр 2024 года - четвертого города, выбывшего из гонки, очень смутил МОК и, похоже, оставил Олимпиаду на распутье, остро нуждаясь в новом видении.

Последствия этого последнего удара для Баха могут быть чрезвычайно значительными - возможно объединение предолимпийских компаний Игр 2024 и 2028 годов и, что более вероятно, МОК предпримет беспрецедентный шаг, отстранив Россию от следующих зимних Олимпийских игр, если это будет необходимо для восстановления доверия в этот критический период.

Остались два последних

Несмотря на неприятие МОКа, кажется все более вероятным, что когда его члены встретятся в Лиме в сентябре, чтобы решить какой из двух оставшихся предендентов Лос-Анжелес или Париж получат Игры, проигравшей стороне будет сказано, что она сможет принять Игры спустя четыре года.

Это предполагает, что участник, занявший второе место в 2024 году, действительно захочет принять участие в 2028 году, и, разумеется, если сможет. Не уверен. Планы и контракты для обеих заявок основаны на городах, принимающих мероприятие в 2024 году, и отсрочить их на четыре года, скорее всего, будет невозможно.

Но МОК признав, что опоздав с реформами, лишился возможности выбора страны-организатора, надеется все-таки заключить соглашение сразу о двух Играх.

Итак, почему потенциальные принимающие города отворачиваются от Игр, и насколько опасны Олимпиады сейчас ?

В 2014 году, после того, как шесть городов решили не участвовать в Зимних Играх 2022 года – поставив МОК перед выбором только Алма-Атой и Пекином, Бах объявил о своей «реформе 2020», призванной поощрять гибкие и более дешевые заявки от потенциальных хозяев.

И вот спустя три года МОК снова только с двумя претендентами на летние Игры 2024 года. Месяц назад на референдуме в швейцарском кантоне Граубюенден, который включает города Давос и Санкт-Мориц, жители отказались от проведения зимних Игр 2026 года.

Недавние мрачные образы заброшенных и разрушающихся олимпийских объектов Рио, которые пришли в негодность, всего через несколько месяцев после проведения знаковых, но хаотичных игр в Бразилии, усиливают опасения, что размер и стоимость глобального мегасобытия вышли из-под контроля и это слишком большая нагрузка для принимающих городов.

А в это время в Лондоне идет расследование в связи с ростом расходов на строительство Олимпийского стадиона 2012 Игр, которые достигли 800 млн фунтов.

Тем временем в Токио возникали опасения, что бюджет для Игр 2020 года может возрасти до 21 млрд. фунтов стерлингов, что в четыре раза превышает первоначальную оценку и это несмотря на недавние усилия по снижению издержек. Губернатор города Юрико Койке, признала, что она понятия не имеет сколько денег в итоге будет потрачено на это мероприятие.

Неудивительно, что Бостон, Гамбург, Рим, а теперь и Будапешт отвергли возможность проведения Игр 2024 года. МОК обвинил местные власти в выбывании венгерской столицы, но Бах надеется использовать этот отказ в укреплении своей позиции для проведения реформ.

Увлекательная дилемма МОК

Последняя идея Баха - это изменение правил, позволяющих городам претендентам во второй раз платить меньше, чем тем, кто совершает свою первую попытку. Бах также рассказал немецкому журналу Stuttgart Nachrichten, что несправедливо судить о Олимпийском наследии Рио так быстро, и призвал критиков не недооценивать транспортные и экологические выгоды, которые Игры оставили бразильскому городу, а также напомнил о возрождении восточного Лондона в последние годы.

Кто же выиграет от отказа Будапешта и станет победителем первого этапа эстафеты 2024/2028 ?

Некоторые наблюдатели полагают, что шансы Парижа на победу в 2024 году возросли. Учитывая насколько сложно сейчас привлечь к олимпийским проектам спонсоров из Европы, эксперт Тим Кроу считает, что МОК не будет отталкивать потенциальных кандидатов, отвергая французскую столицу в третий раз подряд, особенно в 2024 году, когда будет отмечаться 100-летняя годовщина, когда Париж в последний раз принимал Игры.

Добавьте к этому очевидное потрясение, вызванное в некоторых олимпийских кругах антиэмигрантской риторикой президента США Дональда Трампа, его недавним запретом на въезд и Париж кажется логичным выбором.

Однако другие не соглашаются. Журналист Алан Абрахамсон полагает, что теперь МОК должен отказаться от правительственных предложений, основанных на крупных инфраструктурных или регенерационных проектах, где платят налогоплательщики, когда бюджеты выходят из-под контроля, а искать альтернативные частные источники. И он настаивает, что это означает Лос-Анжелес. В отличие от Парижа, где 1,5 млрд. евро государственных инвестиций будут израсходованы на строительство Олимпийской деревни и нового центра водных видов спорта, 97% крупных объектов американского города уже построены, что является тем условием, о котором говорится в «Программе 2020» Томаса Баха.

Не стоит также забывать, что Этьенн Тобуа (Etienne Thobois), глава Парижской заявки на 2024 год, был ключевым консультантом для Tokyo 2020 - предложение, первоначальные оценки затрат которого теперь кажутся дико оптимистичными.

И в то время, когда МОК отчаянно пытается справиться со стареющей аудиторией, стать более интересным для молодых любителей спорта и перезагрузить проблемный олимпийский бренд, глобальная репутация Калифорнии в области цифровых технологий и предприятий может иметь решающее значение.

Игры в Лос-Анжелесе порадуют самого прибыльного партнера МОКа по трансляции NBC и его спонсоров, большинство из которых базируются в США.

Для захватывающей МОК дилемы есть и множество других факторов.

В олимпийском сообществе есть антиамериканские настроения в связи с критикой Американского Антидопингового агентства (USADA) неспособности МОК запретить России участвовать в Олимпийских играх в Рио из-за спонсируемого государством допинга. Сейчас USADA во главе недовольных, настаивающих на пересмотре антидопинговой системы, требующих для Всемирного агентства по борьбе с допингом (WADA) реальных полномочий по санкционированию. На слушаниях в Конгрессе США некоторые сенаторы задавали вопросы медицинскому и научному директору МОК Ричарду Бюджетту о том как борьба с допингом повияет на на шансы Лос-Анджелеса.

Но не будет ли все это будет компенсировано в случае победы ультраправого политика Марин Ле Пен на президентских выборах в мае этго года ? И может ли продолжающаяся угроза терроризма во Франции также нанести ущерб перспективам Парижа ?

Что дальше для России?

Все станет известно в Лиме в сентябре. Но до этого еще более важное решение должен принять МОК по России.

Несмотря на недавние заявления WADA о том, что в прошлогоднем докладе Макларена не может быть достаточных доказательств для введения санкций против некоторых российских спортсменов и медленного продвижения двух отдельных расследований МОК в связи с этим скандалом, многие хотят, чтобы МОК теперь сделать то, что ему не удалось сделать летом - запретить всю российскую команду в зимнем Пхёнчане в 2018 году.

Насколько я понимаю, несмотря на очевидную угрозу крупного разлада с Россией в случае, если такой шаг будет предпринят, этот аргумент набрал силу в высших эшелонах МОК, и все больше признается, что он может помочь продемонстрировать определенное лидерство, когда МОК отчаянно нуждается в восстановлении доверия.

Образцы более 100 спортсменов из Пекина 2008 и Лондона 2012 года теперь дали положительные пробы при повторном тестировании, а десятки спортсменов были лишены медалей.

МОК намерен показать, что у него, в конце концов, есть зубы и запрещение России было бы окончательным способом доказать это.

Все это происходит в критический момент для МОК, во времена возможностей и проблем.

С одной стороны организм кажется вполне здоров. Несмотря на сохраняющуюся обеспокоенность по поводу ситуации с правами человека в Китае, Бах недавно приветствовал подписание новаторского партнерского контракта на шесть Игр стоимостью 1 млрд долларов с китайским конгломератом Alibaba, что является еще одним важным импульсом для постоянно растущих доходов МОКа. Олимпийский канал подписал соглашение с 47 федерациями на право трансляции их состязаний. На прошлой неделе спортивная общественность приветствовала решение МОКа включить раздел посвященный правам человека в контракт с принимающим городом на право проведения Игр.

С другой стороны Бах столкнулся с незавидной ролью своей организации в скандале с продажей билетов, по которому в Рио на пять месяцев арестован ирландский представитель МОКа Пэт Хикки.

И комитет по этике МОКа должен разобраться с утверждениями о покупке голосов Рио, после того как французская пресса сообщила о том, что бразльский бизнесмен провел платежи в адрес Массатаке Диака, сыну бывшего, ныне опального, члена МОКа Ламина Диака. Платежи сделаны в 2009 году, незадолго до решающего голосования. И нынешний член МОКа Фрэнки Фредерикс также получил деньги. Фредерикс отрицает вину, а Диак-младший отказался от комментариев. Однако французская полиция уже расследует платежи по Токио 2020 проведенные на счета семейства Диаков. Список Игр запятнанных обвинениями в коррупции растет.

Именно на этом негативном фоне и работает сейчас МОК. Выход Будапешта из олимпийской гонки далеко не единственная головная боль, с которой нынче приходится бороться.

Репутация МОКа находится на краю, а последствия кризиса будут ощутимы далеко за пределами его штаб-квартиры в Лозанне. И особенно в Лос-Анджелесе, Париже и в Москве.


Контактная информация: karateworld@karateworld.ru