Мир каратэ: главная

Виктор Хан – я патриот своей страны

2012-04-05

Они были первые.

Интервью В.Г. Хана главному редактору сайта «Мир каратэ»

Хан Виктор Геннадьевич (07.04.1959), патриарх российского каратэ, 6-й дан Каратэ WKF, 4 дан Тхэквондо WTF, Президент и основатель Спортивно-профессионального клуба «Раменки», мастер спорта СССР по каратэ, чемпион СССР по Каратэ, капитан первой сборной России на Чемпионате Мира по Каратэ.

В.С. Спорт Вашего детства. Как Вы пришли в каратэ?

В.Г. Хан:

Я родился в казахстанской глубинке – отделение «Победа», поселка «Ильич».

В детстве я был слабым ребенком и даже был освобожден от уроков физкультуры. Мне каждый год выписывали кучу бесплатных лекарств. Единственный плюс – мне не надо было участвовать в уборке хлопка, куда по осени отправлялась вся школа.

Я вырос в большой семье – пять братьев и две сестры. Все, кроме меня, занимались в школе спортом. Старший брат занимался тяжелой атлетикой, второй брат был кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике, еще один брат занимался гимнастикой, старшая сестра бегала дистанции на 400 и 800 метров, вторая сестра была вратарем гандбольной команды. Младший брат уже в 80-е стал Чемпионом Москвы по каратэ.

В 1977 году я приехал в Москву с надеждой поступить в МГУ, закончить его и сделать карьеру. Но пришлось зарабатывать на жизнь. В Москве в то время был большой ажиотаж вокруг каратэ. Я познакомился с парнем по имени Ким Ин Хо, он был родом с Сахалина и даже потом снимался в каких-то фильмах. Я начал заниматься каратэ у него. В подвалах.

В 1979 году сбылась моя мечта попасть к Виталию Паку (победитель 1-го Чемпионата Москвы по каратэ и Всесоюзных соревнований, прим ред.) Занятия проходили в школьном зале возле станции метро «Первомайская». Тренировались два раза в неделю, поздно вечером, после 21 часа. Приходилось ехать через всю Москву. У Виталия было очень много учеников и в спортзале мы стояли впритык.

Как ученик Виталия я получил право тренироваться в только что открытой Центральной школе каратэ (ДСО «Труд) на Цветном бульваре. Но там можно было заниматься только по утрам, остальное время было занято. Приходилось прогуливать работу, искать всякие справки, но я каждое утро приходил на Цветной бульвар. Появлялся в зале раньше всех и уходил позже всех. Утром кто-нибудь из тренеров брал меня в группу. Закончишь заниматься, тут появляется Сергей Шаповалов (победитель 1-го Чемпионата г. Москвы по каратэ, прим. ред.), работаешь с ним. Последним, примерно к 13 часам, приходил Юрий Леонтьев (победитель 2-го Первенства по каратэ 1980 года, ред.). Ну и когда уже все отзанимались, я уходил до следующего утра.

К 80-му году мне довелось тренироваться у А. Никитина в «Динамо» и я впервые принял участие в крупных соревнованиях. На МГС «Динамо» я занял 2-е место и попал в сборную Московского городского Совета «Динамо». Начали готовиться к соревнованиям Центрального Совета – для нас организовали сборы, поселили в гостиницу. Но мы сами тогда подходили не очень серьезно к подготовке. Соревнования ЦС завершились для меня провалом – я проиграл в первом бою.

В то время я старался участвовать во всех соревнованиях. В 1982 году выступил за Туркмению на Чемпионате СССР в Таллинне. У меня тогда был вес 68 кг, а был заявлен до 65. Сгонка веса привела к тому, что выйдя на первый бой, я ничего не мог сделать – ни руки, ни ноги не двигаются. Проиграл. Тогда не было никакого медицинского сопровождения. Мы сами «гоняли» вес, как считали нужным. И это к хорошему не приводило.

В.С. На Чемпионате СССР в 1983 году Вы стали чемпионом в весе до 65 кг. Как выигрывали бои? Была ли какая-нибудь фирменная комбинация от В. Хана или коронный удар? Ваши ощущения после победы?

В 1982 году в Ташкенте на Чемпионате ВЦСПС (Всесоюзный центральный Совет Профсоюзов) я занял второе место. В финале дрался с Виктором Лизуновым. Вновь выступал за Туркмению, но мечтал выступить когда-нибудь за Москву.

В том же году я стал заниматься в ЦСКА у Владимира Томилова (победитель 1-го Чемпионата Москвы, призер Всесоюзных соревнований, старший тренер ЦСКА 80-х, ред.). Тренировались очень много, вновь пришлось прогуливать работу и искать освобождающие справки. Одновременно занимался и у Виталия Пака. Почти год я готовился к Чемпионату СССР в Волгограде.

В 1983 году мы уже ехали в Волгоград, а я еще не знал, за кого буду выступать (ЦСКА или Москву). Никто ничего не говорил. И только перед самыми соревнованиями я, заполняя анкету, увидел, что заявлен за Москву.

В Волгограде я встретил своего друга Вениамина Пака (3-х кратный Чемпион СССР, ред.), он тогда выступал за сборную РСФСР. У нас с ним совершенно разный подход к соревнованиям. Веня готовится к Чемпионату СССР полгода, а последний месяц даже ни с кем не разговаривал. Я же, напротив, все время в кругу друзей. Это дало повод Вениамину потом пошутить: «Приехал Витя, шум, гам, утром переоделся и к обеду стал Чемпионом СССР». Конечно, все было не так. Чемпионат СССР 1983 года в Волгограде проходил 9 (!) дней. Все было очень затянуто. И все эти дни я «держал» вес. Даже стали сниться плохие сны.

По поводу коронного удара могу сказать, что у меня была пара любимых приемов. Я использовал подсечку с добиванием и еще часто доходило до цели «уширо гири». Спортивную форму поддерживаю, могу и сейчас показать.

Я до сих пор помню свои ощущения на пьедестале почета. Передо мной пролетела вся жизнь – освобождения от физкультуры в школе, годы тренировок. В самолете я держал в руках Диплом Чемпиона СССР и про себя повторял: «Не может быть, этого не может быть». Даже сейчас вспоминаю и ком в горле стоит.

В.С. Каратэ в СССР. Как Вы пережили запрет каратэ? С чего начали возрождение?

Тогда присваивали звание «мастер спорта СССР по каратэ» только за первое место на Чемпионате страны. После победы стало чуть полегче – дали ставку в ЦСКА, можно было продолжить карьеру профессионального спортсмена.

В 1984 году я успел выступить на Чемпионате Вооруженных сил. После этого каратэ закрыли. Было очень обидно. Началась жуткая депрессия. У меня отняли мечту и смысл жизни, разрушили карьеру профессионального спортсмена. Надо было зарабатывать на жизнь, тем более у меня рос сын. Я уехал из Москвы и стал заниматься земледелием – выращивал овощи, арбузы. Но когда в 1987 году начались разговоры о возрождении каратэ, тут же вернулся к Виталию Паку, вот в этот спортивный комплекс, на улицу Раменки дом 19, где через 2 года был создан Спортивно Профессиональный Клуб «Раменки», который, получается, уже более 20 лет существует в мире каратэ.

После отмены запрета на занятия каратэ в 1989 году мы быстро собрали команду и отправились на командный Кубок Европы по каратэ в Братиславу. Нам казалось, что мы сейчас всех «порвем». Не тут-то было. После большого перерыва пришлось начинать все сначала.

В том же году провели Всероссийские соревнования в Караганде, где я стал победителем в категории до 80 кг и в абсолютной весовой категории. Сформировали сборную СССР и поехали на Чемпионат Мира по каратэ в Мексику. Я был заявлен в абсолюте, иппоне, но шансов у меня не было, все соперники в этой категории были ростом за 190 см. Да и перерыв сказался.

В последний раз я выступил на соревнованиях в 1993 году. И активно участвовал в жизни общероссийского каратэ до 2000 года. С момента прихода В. Крайниковского к руководству российским каратэ я стал заниматься только своим клубом «Раменки».

В.С. Чемпионат Москвы по каратэ в 80-х годах заполнял «Дружбу» «под завязку», в категориях участвовало по 70 взрослых спортсменов. Почему сейчас все так бледно? Падение популярности спорта в целом, каратэ в частности или управленческая ошибка руководителей Российского каратэ?

Ошибки, конечно, есть. Прежде всего, в отношении к Чемпионату Москвы. Для проведения достойного Чемпионата города есть средства – Москомспорт выделяет нормальные деньги. Почему бы не снять хороший зал, сделать нормальную рекламу.

В бюджете города и муниципалитета предусмотрены расходы на такую рекламу. В конце концов, дадут и бесплатную (социальную) рекламу. Но этим надо заниматься. Минимум за три месяца до самого Чемпионата. А не за две недели, как это делается сейчас.

И спортсмены тренировались бы по-другому, если бы видели рекламу в городе, чувствовали нарастающий ажиотаж и знали, что будет полный зал.

Что касается зала. Проводить Чемпионат огромного мегаполиса в маленьком зале просто несерьезно. В 2006 году мы проводили турнир «Звезды каратэ СССР» в спорткомплексе «Дружба». Зал был почти заполен полностью.

А когда на Чемпионате Москвы всего участвует 70 человек, то и спортсмену выступать неприятно. Сейчас можно сказать: «Я занял второе место на Москве». «А сколько было участников?» «Два».

И чемпионов мира по каратэ появилось множество. Откуда эти чемпионы? Из каких федераций?

В 1996 году Аслан Губашиев стал Чемпионом Мира, мы приложили большие усилия, чтобы уговорить Первый телеканал встретить Аслана в Шереметьево с камерой. Потом этот 10-ти секундный репортаж показали в новостях. Мы торжественно отметили такое радостное событие и подарили Аслану Губашиеву автомашину. А сейчас, по моему мнению, руководителям Федераций спортсмены неинтересны.

В.С. Ваш взгляд на олимпийские перспективы каратэ? Что Вы думаете по поводу профессионального и массового спорта?

От Вениамина Пака я узнал, что в апреле в Москву приедет президент WKF Эспинос и будет вести переговоры с руководством Министерства спорта по поводу включения каратэ в программу Олимпийских Игр. Я считаю, что больше внимания надо уделять массовому спорту, а от того, включат каратэ в Олимпиаду или нет, для нас ничего не изменится. Что толку годами говорить об одном олимпийском чемпионе, надо убедить народ отправиться в спортивные залы. Но для проведения такой политики нужна жесткая воля руководства страны.

А пока деньги бросили на Сочи 2014, все бегают, суетятся. Как будто после Олимпиады жизнь закончится. «Мы построили столько-то спортивных залов». Но ведь построены-то они в больших городах. А средства надо выделять в регионы. В поселки и деревни. Где за очень маленькие деньги можно построить нормальные спортивные залы и площадки. Чтобы дети знали, что ими занимаются и их не забыли. Сейчас спортом живут только Москва и большие города.

В.С. Ваш взгляд на современное состояние российского общества?

В СССР спорт был организован по-другому. Я патриот своей страны и очень переживаю, что сейчас в России происходит. Массовому спорту и каратэ уделяется мало внимания. Поэтому и отношение соответствующее. Сейчас в школе если парень делает успехи в спорте, но у него небольшие проблемы с математикой, то учительница говорит ему и его родителям: «Забудьте о спортзале, ходите на дополнительные занятия по математике!». Это же неправильно! Я думаю, что нужно отмечать с положительной стороны талантливых детей, чтобы развивать в них их лучшие качества, а не наоборот задавливать. Раньше Чемпион СССР поступал в ВУЗ и все его знали и ценили, что в стенах их учебного заведения учится выдающийся спортсмен. На каждом предприятии была должность спортинструктора. И люди не просто числились, у них были планы соревнований и эти соревнования проводились.

Согласитесь, что даже такая мотивация для спортсмена многое значит, следовательно, он будет охотнее добывать награды для своего учебного заведения, для своего города, для своей страны! Была государственная идеология в спорте. Ведь спорт – это прежде всего любовь и уважение к своей стране, друзьям, соперникам, родителям. А комплекс ГТО! Куда все это подевалось?

А сейчас в институте такой же подход, как и у той учительницы. Я считаю, что ребенка к спорту надо приучать с раннего детства и не забывать о нем никогда, так как спорт – это здоровье, то, чего не хватает нашему обществу.

Я еще лет 10 назад писал Юрию Михайловичу: «Деньги на массовый спорт надо сейчас выделять, потом будет поздно». Из средств массовой информации мы слышим, что медицинские клиники вылечат наркоманию за 3 дня. Дети смотрят и говорят: «Ерунда, пойду попробую, в крайнем случае меня вылечат».

Надо публично заявить, что наркомания неизлечима. Необходимо поставить знак равенства между наркоманией и смертью.

Особенно страдают российские деревни. Теперь наркомания приходит из больших городов в регионы. Это страшно.

Мне кажется, что сейчас в стране нет идеологии. Многие не знают, куда мы идем. У многих детей нет патриотизма, нет любви к своей Родине, своему флагу. Телевидение целыми днями нам рассказывает, что кто-то кого-то убил, съел. Все передачи одинаковые: скандалы, интриги, расследования! Большинство СМИ гоняться за рейтингами, забывая о культурном воспитании подрастающего поколения. Я считаю, что нужно использовать СМИ чаще с той целью, чтобы рассказывать детям про нашу историю, про наше будущее, про флаг, про гимн.

В.С. Клуб «Раменки». Кто Ваши друзья и соратники?

По истечении 23 лет можно сказать, что «СПК Раменки» имеет надежных друзей, проверенных временем, я сейчас говорю о легендарном Новосибирском клубе «Успех» в полном его составе, конечно же, во главе с его основателем, 3х кратным чемпионом СССР по каратэ Вениамином Паком. Все это время мы с Веней идем плечом к плечу, не только по спорту, но и по жизни, я его очень люблю и уважаю как выдающегося спортсмена и как мудрого человека! Наверно, поэтому наши воспитанники тоже дружат между собой.

Кроме того за эти годы клуб воспитал своих собственных достойных профессионалов. Олег Цой – был со мной почти с самого начала, сейчас является-вице президентом клуба «Раменки» и, как я считаю, одним из лучших мастеров и знатоков стиля Сетокан в России, братья Сергей и Александр Дуняшевы, Антон Гаврилов, это люди, которые на моих глазах превратились из юношей в серьезных людей, никогда меня не подводили ни в каких делах, ни при каких обстоятельствах, про таких говорят – «На них можно положиться». Моя команда состоит из людей, отдавших каратэ большую часть своей жизни. Все они отличные спортсмены – многократные призеры и чемпионы не только России, но и международных соревнований.

Членом команды является и мой сын Геннадий. Он начал заниматься каратэ с пяти лет. Потом перешел в тхеквондо. В 14 лет пришел и сказал: «Больше я в спортзал не пойду». Я не стал выяснять причины, не хочешь – не ходи. Через три года он решил вернуться в каратэ. Я снял с него черный пояс, вручил белый со словами: «Начинай все сначала». Он вновь прошел этот путь. Сейчас занимается каратэ сетокан. И внука я обязательно в каратэ приведу. Мечтаю, чтобы он выступал за «Раменки» и гордился этим, а я болел за него с трибуны!

В 1995 году к нам в клуб впервые приехал Тошиатсу Сасаки, президент Японской организации каратэ-до Маруошикай (JKMO). Его пригласил Вениамин Пак. Теперь Т. Сасаки приезжает к нам 2 раза в год. Работает с нами над повышением базовой техники сетокан и ката.

В.С. Что бы Вы хотели сказать спортсменам и тренерам из российских регионов?

Надо чаше обращаться к властям города и поселка. Не давать им покоя, писать, писать. Чтобы обратили внимание на спорт, чтобы предоставляли бесплатно школьные залы для занятий. У меня была идея уехать из Москвы в Липецкую область, где у меня есть небольшой дом, набрать группу местных детей и заниматься с ними. И хотя уехать трудно, надо заботиться о семье, но эта мысль меня не покидает.

И конечно тренироваться, тренироваться и тренироваться. Каратэ – это хороший жизненный путь и основа здорового общества. Спасибо тем, кто идет по этому пути, достойный выбор! Я не знаю ни одного человека, который, серьезно занимаясь каратэ, не уважал бы свою команду, страну, родителей. И если мы пока не можем влиять на общественную жизнь страны, то давайте для начала создадим здоровое общество каратистов, без склок и внутренних дрязг.

Интервью записал В. Свадковский

Контактная информация: karateworld@karateworld.ru