Мир каратэ: главная

Интересная жизнь лечит мозг от стресса

2011-03-29
Стресс в детстве особенно вреден для мозга. Но его губительного влияния можно избежать, если обогатить и разнообразить жизнь.

Стресс (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) – неспецифическая (общая) реакция организма на сильное воздействие, физическое или психологическое.

Стресс губительно влияет на все стороны жизни, а стресс, перенесенный в детстве, особенно. Его последствия сказываются на психике, поведении и интеллектуальных способностях взрослого человека. Но есть способ скомпенсировать губительное воздействие раннего стресса. Как показали на лабораторных крысах израильские ученые, помочь можно, если обогатить среду обитания пострадавшего.

Крыс, которым выпало пожить в обогащенной среде, в месячном возрасте переселяли в большую и широкую клетку, где было множество всяких интересных предметов, как то: пластиковые коробки, цилиндры, тоннели, платформы и колеса для бега. Дважды в неделю «игрушки» меняли. А раз в неделю все крысы на некоторое время попадали просто в рай, где интересные предметы были еще и съедобными: яблоко, морковка, огурец и мюсли.

Взрослых крыс (три месяца от роду) ученые испытали в нескольких тестах на поведение. В экспериментальную установку под названием «открытое поле» — это квадратная арена со стороной 90 см, разделенная на квадраты, крыс помещали под лампу и наблюдали за их перемещением. По уровню общей двигательной активности три группы между собой не различались. Но крысы группы «стресс» достоверно реже, чем крысы группы «стресс плюс обогащенная среда» и контрольные крысы, выходили от стенок в центр арены. Им было страшно.

В другом тесте крысы попадали в крестообразный лабиринт, у которого два рукава представляли собой тоннели со стенками, открытые только сверху, а другие два выглядели просто как доски над пропастью. Крысы группы «стресс» снова отличились от животных остальных двух групп: они достоверно меньше времени проводили в открытых рукавах, свисая над пропастью. И это опять-таки свидетельствует о более сильном страхе.

В третьем тесте крысам предлагали обследовать новую для них экспериментальную установку, состоящую из двух камер. Здесь отличились крысы группы «стресс плюс обогащенная среда»: они изучали новую установку более интенсивно, чем все остальные.

Наконец, в этой же двухкамерной установке крыс обучали избегать электрического тока, подаваемого через решетчатый пол по звуковому сигналу. После нескольких сочетаний звука (условный стимул) и тока (безусловный стимул) крысы научались сразу, как только слышали звук, переходить в другой отсек камеры, спасаясь от удара током. В этом обучении также лучше других выступила группа «стресс плюс обогащенная среда» — они достоверно чаще реагировали на звук переходом в другой отсек камеры.

Итак, результаты показали, что взрослые крысы, перенесшие стресс в юном возрасте, во всех тестах испытывали более сильный страх и хуже обучались. У них снижена мотивация к исследованию новой среды, что можно сравнить с «потерей интереса к жизни», которое часто случается у человека в состоянии депрессии. Но пребывание в обогащенной среде скомпенсировало все вызванные стрессом нарушения поведения.

Ученые предполагают, что обогащение среды защищает мозг от стресса по нескольким причинам: стимулирует выработку белков — факторов роста нервов, активирует нейромедиаторные системы и благоприятствует образованию новых нервных клеток.

«К сожалению, дети нередко испытывают стресс в раннем возрасте, связанный с отсутствием материнской заботы, изоляцией, нищетой и сложным положением в семье, — пишут авторы работы. – Психические и интеллектуальные нарушения всегда связаны как с генетикой, так и с условиями детства. Но важно, что последующее пребывание в обогащенной среде может устранить последствия тяжелого детского опыта».

Конечно, самое прямое отношение эти результаты имеют к детям-сиротам в детских домах. Только интересная и насыщенная жизнь, которую должны постараться создать им усыновители, поможет сгладить тяжелый жизненный опыт. Способов создать ее довольно много: разноплановые занятия (обязательно с активным участием родителей) или, например, домашние животные.

Источник:

Журнал PlosONE

Полный перевод статьи


Контактная информация: karateworld@karateworld.ru